Автомобили BMW представлены тремя основными семействами, в каждом из
которых "выросло" уже несколько поколений.
Рассмотрим BMW самых распространенных серий - 3, 5 и 7. Остальных - купе
серии 6, которые выпускали в конце 70-х-начале 80-х годов, сверхдорогих
BMW-850 и тюнинговых "эмок" (продукции подразделения "Моторшпорт")
- у нас в стране мало.
В трехзначном индексе BMW первая цифра - обозначение серии (семейства
моделей), две другие - округленный объем двигателя (например, 320 - 2
л). Буквы в обозначениях расшифровываются так: i - впрыск топлива, е -
катализатор (с тех пор, как катализаторы ставят на все машины, обозначение
не применяется), х - полный привод, d - дизель, td и tds - турбодизель.
В таблице приведены технические характеристики двигателей. В дополнение
- краткое описание BMW трех основных серий от 70-х годов до наших дней.
Серия 3 увидела свет в 1975 году, придя на смену семейству 1500/1600.
Заводское обозначение "трешек" первого поколения - Е21. Внешне
эти машины выделялись вертикальными указателями поворота и двумя большими
фарами (только на части машин монтировали четыре фары). Е21 выпускали
только с двухдверным кузовом. В гамме моторов был один с впрыском системы
"Бош К-Джетроник" (модель 320i), остальные двигатели оснащали
карбюраторами "Солекс". Коробки передач - механические, четырех-
или пятиступенчатые. В 1977 году появилась первая "трешка" с
шестицилиндровым впрысковым двигателем объемом 2 л, сменившая предыдущую
четырехцилиндровую модель. Индекс ее, в соответствии с принятыми на фирме
правилами, остался прежним - 320i.
В 1982 году на конвейере появилось семейство Е30 с новым двухдверным кузовом.
Его линии стали более плавными, а решетка радиатора и традиционные фирменные
"ноздри" уменьшились. Все Е30 были с четырьмя круглыми фарами
и вмонтированными в бампер указателями поворота. Старый кузов сохранился
только у модели 315, которую вскоре сняли с производства. Двигатели BMW-315
и 316 - карбюраторные ("Пирбург" и "Солекс" соответственно);
коробки передач - с четырьмя ступенями в стандартной комплектации и пятью
- по заказу. На других моделях были моторы с впрыском топлива и пятиступенчатые
коробки в базовой версии. "Автомат" предлагали на заказ для
любой модели, кроме 315.
Машины семейства Е30 первых лет выпуска у нас часто называют переходными,
имея в виду, что они многое унаследовали от автомобилей предыдущего поколения.
Постепенно машины совершенствовали, новинки появлялись чуть не каждый
год. В 1983 году освоили модель 323i (уже не только с двух-, но и с четырехдверным
кузовом седан). Тогда же увидели свет модели 318i (вместо 318) и 325е.
В 1985 году были представлены кабриолет и полноприводная модификация,
а также дизельная BMW-324td. В том же году появилась BMW-325i. Четырехдверные
машины с любым двигателем можно было приобрести, начиная с 1987 года.
В 1988-м начали выпуск универсала "Туринг" с двигателем 1,8
л.
Наконец, в 1989 году появился BMW-318is. Модернизированный мотор при том
же рабочем объеме - 1796 см3 стал шестнадцатиклапанным и, соответственно,
более мощным.
На машинах серии 3 применяли впрыск "Бош LE-Джетроник" (на 320i
и 325е - "Бош МЕ-Мотроник").
В 1990 году стартовало семейство Е36, которое выпускают и до сих пор.
Первым внешность сменил седан. В 1992 году на конвейер встало новое купе,
в 1993-м - кабриолет и хэтчбек "Компакт", а в 1995-м - универсал.
Гамма двигателей была расширена турбодизелем (BMW-318tds). Вместо дизеля
объемом 2443 см3 (324td) начали выпускать новый - 2498 см3 (325td и 325tds).
Шестицилиндровый мотор модели 325i уступил место более мощному объемом
2,8 л.
Машины Е36 комплектуются системой впрыска "Бош-Мотроник".
Четвертое поколение "трешек" носит заводской индекс Е46 и выпускается
с 1998 года. В гамме - седан, универсал, купе, кабриолет и компактный
хэтчбек.
Больше всего изготовленно BMW 3-й серии в кузове Е46 с 4-цилиндровыми
двигателями. Такие автомобили изначально стоили дешевле, чем модели со
знаменитыми 6-цилиндровыми агрегатами. Четырехцилиндровых моторов было
несколько. Самый слабый, объемом 1,6 л (102 л.с.), можно увидеть лишь
под капотом 3-дверных хэтчбеков первых годов выпуска (316i Compact). После
2001 года появилась новая гамма 4-цилиндровых двигателей с системой Valvetronic.
Начиная с этого момента на версию 316i Compact стали ставить уже 1,8-литровый
мотор (115 л.с). Много на рынке и «бюджетных» седанов 316i. Они сначала
оснащались простым 8-клапанным мотором объемом 1,9 л мощностью 105 л.с.,
а затем получили 1,8-литровые 16-клапанные агрегаты (115 л.с.). Далее
идет 318i. Такие автомобили тоже могут иметь разные двигатели. Так, сделанные
в конце 90-х годов модели оснащались 1,9-литровым мотором (8 клапанов,
118 л.с.), а хэтчбек 318i Compact имел при этом такой же по объему агрегат,
но с 16-ю клапанами (140 л.с.). Ну а последние 318i оснащены уже 2,0-литровым
двигателем мощностью 143 л.с.
Серия 5 (Е12) появилась в программе BMW еще в сентябре 1972 года. Внешне
эти машины походили на автомобили серии 3, но отличались, помимо размеров,
четырьмя круглыми фарами. Первенцами были седаны с четырехцилиндровыми
двигателями - модели 520 (карбюратор "Пирбург") и 520i (впрыск
"Бош К-Джетроник"). В августе 1973-го увидел свет шестицилиндровый
BMW-525, а в феврале 1974-го - BMW-528 (также с карбюратором "Пирбург").
С 1977 года вместо четырехцилиндрового BMW-520i делали шестицилиндровую
модификацию. Коробки передач на "пятерках" первого поколения
были четырехступенчатыми.
В 1981 году изменились кузов и отделка интерьера. На "пятерках"
этого семейства (Е28) ушли в прошлое четырехступенчатые коробки, постепенно
сменяли друг друга двигатели. Поэтому автомобили семейства Е28 у нас тоже
называют переходными. В 1983 году сошла со сцены карбюраторная модель
518. Ей на смену пришла 518i с впрыском "Бош LT-Джетроник".
В том же году появились 525е и турбодизельная 524td. Менее мощные "атмосферные"
дизели стали устанавливать с 1986 года.
В январе 1988 года фирма начала производство семейства Е34. Кузов стал
более обтекаемым, появились вертикальные указатели поворота, противотуманные
фары под бампером. С 1990 года на версии 520i и 525i устанавливали модернизированные
24-клапанные шестицилиндровые двигатели. В 1992 году модели 530i и 535i
получили новые моторы V8. В 1991 году появился универсал "Туринг"
и полноприводный BMW-525ix.
Все двигатели комплектовались впрыском "Бош-Мотроник".
С сентября 1995-го в Баварии выпускают семейство Е39. Прекращено производство
четырехцилиндровых вариантов. Появились новые модели BMW-525tds, 528i,
BMW-540i получил новый двигатель рабочим объемом 4,4 л, а автомобиль с
2,5-литровым двигателем стали обозначать 523i.
Серию 7 - представительский класс - выпускают с 1977 года (первое семейство
- Е23). "Семерки" всегда строили с кузовом седан. Двигатели
- только шестицилиндровые (на модели 745i - с турбонаддувом), с 1979 года
- с впрыском топлива ("Бош L-Джетроник", позднее - "МЕ-Мотроник").
Машины первого поколения за "агрессивно" заостренную линию передка
у нас прозвали "акулами".
Новый кузов появился в 1986 году (Е32). "Семерки" этого семейства
немного похожи на автомобили 5-й серии - Е34. Кроме двух шестицилиндровых
двигателей (модели 730i и 735i), с июня 1987-го под капотом роскошной
модели-флагмана "прописался" V-образный 12-цилиндровый мотор
(BMW-750i).
Последнее семейство Е38 на конвейере с 1994 года. Кузов стал более "зализанным",
фары в соответствии с современным фирменным стилем спрятались под общими
стеклами. Постепенно идет "перетряска" двигателей. Вернули "слабую"
"шестерку" 2,8 л. Увеличился объем двигателя V12 - 5379 см3.
С 1996 года можно приобрести "семерку" с турбодизелем - 725tds.
BMW - автомобили недешевые. Но их поклонников в нашей стране становится
все больше. В баварском многообразии многие смогут подобрать себе машину
по вкусу.
|
|
|
БМВ серии 3 (Е21, 1975-1982) выпускали только с двухдверным
кузовом. Часть машин комплектовали двумя фарами. В 1977 году на "трешках"
появились шестицилиндровые двигатели. |
|
"Трешку" семейства Е30 строили в 1982-1990
гг. Начался выпуск седанов, кабриолетов и универсалов. |
|
Кузова семейства Е36 (1990-1998) заменяли постепенно.
В 1990-м появился новый седан, в 1992-м - купе, в 1993-м - кабриолет
и хэтчбек "Компакт", в 1996-м - универсал. |
|
Четвертое поколение "трешек" носит заводской
индекс Е46 и выпускается с 1998 года. В гамме - седан, универсал,
купе, кабриолет и компактный хэтчбек. |
|
БМВ-Е12 (1972-1981). На фото - версия для американского
рынка - "пятерка" первого поколения. |
|
Второе поколение серии 5 - семейство Е28 (1981-1988).
Эти машины отличались внутренними фарами меньшего диаметра. |
|
БМВ серии 5 семейства Е34 выпускали в 1988-1995 гг.
С 1991 года строили универсалы "Туринг". |
|
Четвертое поколение "пятерки" (Е39) в производстве
с 1995 года. |
|
Первые "семерки" (Е23, 1977- 1986) в России
часто называют "акулами". |
|
БМВ серии 7 семейства Е32 строили в 1986-1994 гг.
В 1987-м появился мотор V12 |
|
"Семерка" Е38 в производстве с 1994 года.
С 1996-го в гамме двигателей - турбодизель. |
|