История эмблемы BMW
|
|
Герб Баварского королевства.
|
"Небо отразится на капоте вашей машины" - рекламный слоган
продавцов автохимии. Но ведь многие автомобили действительно "родом
с неба": предприятия, выпускавшие их, первоначально специализировались
на авиационных двигателях и агрегатах. Разумеется, о своем небесном происхождении
эти марки не забывают: на эмблемах обязательно остается или крыло птицы,
или силуэт самолета, или просто клочок синего неба…
|
|
Малый герб Баварии, герб фон Богенов, после - Виттельсбахов,
Х век. |
|
Герб Баварии и Рейнского Палатината |
|
Большой герб Баварии с гербами Рейнского Палатината,
Франконии, Бургундии и Вальденца |
|
Не все предприятия автомобильной промышленности сразу строились как производители
автомобилей. Одни начинали с запчастей, другие - с велосипедов и мотоциклов,
третьи - с авиационных двигателей и первых самолетов. В конце ХIХ - начале
ХХ века и аэроплан, и автомобиль, и мотоцикл были в равной мере экзотичны
и дороги, а сами автомобилисты (читай: автогонщики) пользовались не меньшей
славой, чем авиаторы.
Есть марка, авиационное происхождение которой тщательно замаскировано, -
BMW. Круг, разделенный на четыре сектора, представляет собой не что иное,
как вращающийся пропеллер: изначально компания производила авиамоторы.
Компания Bayerische Motoren Werke AG ("Баварские моторные заводы")
возникла в 1916 г. в Мюнхене при слиянии двух небольших предприятий - Rapp-Flugmotoren
Werke и Otto-Werke, производивших с 1913 г. авиадвигатели. С началом Первой
мировой войны количество заказов на авиационные двигатели резко увеличилось,
и компании решили объединиться. На первой эмблеме, принятой в 1917 г., был
изображен вращающийся пропеллер. Однако эмблема казалась слишком сложной
и мелкой, и к 1920 г. пропеллер был сильно стилизован. Круг от пропеллера
разделили на четыре четверти, серебристо-белые сектора внутри черного ободка
стали чередоваться с небесно-голубыми. Эти цвета оказались гораздо важнее,
чем цвета стали и неба: белый и синий - традиционные баварские цвета, на
флаге Баварии синяя полоса снизу, а белая - сверху. Сам же герб Баварии
официально описывается так: "увенчанный короной щит с полем, веретенообразно
окрашенным серебром и лазурью", то есть покрытым белыми и голубыми
ромбами. Символика этого герба, принадлежавшего сначала графам фон Богенам,
которые жили под Регенсбургом до 1242 г., нам не ясна. Когда род вымер,
их владения и герб переняли находившиеся с ними в свояческом родстве Виттельсбахи,
а чуть позже герб стал символом всей Баварии. Белые и синие ромбы до сих
пор можно увидеть на бутылках знаменитого баварского пива. Логотип получился
простым и легко запоминающимся, а синий, серый и черный до сих пор являются
корпоративными цветами концерна.
На производство мотоциклов и автомобилей BMW перешел не по своей воле.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха:
по Версальскому мирному договору немцам запретили производить двигатели
для самолетов, а двигатели в то время были единственной продукцией BMW.
Именно поэтому заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск сначала мотоциклетных
двигателей, а затем и самих мотоциклов. В 1923 г. в продажу поступили
первые мотоциклы R32, а в 1928 г. - и автомобили британской марки Austin,
изготовленные по лицензии. Первые 100 "Остинов" выпустили с
правым рулем, но после покупки заводов в Айзенахе BMW начинает производство
малолитражного автомобиля Dixi, адаптированного к немецким условиям. Производство
автомобилей было поставлено на конвейер, а этим тогда могла похвастать
только компания "Даймлер-Бенц". 15 000 автомобилей Dixi с правым
рулем и стали первой собственной моделью марки BMW: с 16 ноября 1928 г.
торговая марка Dixi была заменена на BMW. После Второй мировой войны история
повторилась: с 1946 г. уже английская авиационная фирма "Бристоль"
скопировала и развернула производство модели BMW-327.
Сейчас BMW - одна из крупнейших автомобильных компаний по выпуску легковых,
спортивных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и мотоциклов.
С 1936 г., когда с конвейера сошел знаменитый 2-дверный и 2-местный BMW-328,
оснащенный 6-цилиндровым мотором и разгонявшийся до 150 км/ч, окончательно
сформировался главный принцип BMW, до сих пор определяющий концепцию новых
моделей: "Автомобиль - для водителя". Основной же конкурент
BMW, "Мерседес-Бенц", следует принципу: "Автомобиль - для
пассажиров", и обе фирмы идут своим путем, доказывая, чей выбор был
правильнее. Наверное, именно поэтому симпатии российских криминальных
структур получил все-таки не "Мерседес", лидировавший в самом
начале, а скоростной БМВ - машина одиночек. Именно поэтому, по аналогии
с аббревиатурой БМП ("армейская боевая машина пехоты"), название
немецкой марки в России стали расшифровывать по-другому - "Боевая
Машина Вымогателя".
Фирменный двухцветный знак BMW за весь ХХ век не претерпел серьезных изменений.
Последнее же, коснувшееся только шрифта букв BMW, относится еще к 1963 г.
Эмблемы, появлявшиеся на всех мотоциклах и автомобилях компании с этого
момента, идентичны. Но кроме логотипа, у автомобилей BMW есть и другая характерная
особенность - радиаторная решетка в виде двух скругленных четырехугольников,
не изменившаяся за несколько десятилетий. Такая решетка, органично вписанная
в очертания изящных линий всех капотов престижных автомобилей BMW, указывает
на исключительный статус владельца машины еще издали, что позволяет всем
остальным автовладельцам успеть вовремя расчистить дорогу. Впрочем, если
5 лет назад в фирменные автосервисы еще привозили BMW с кузовом, изрешеченным
пулями, то сейчас в России BMW перестают считать "бандитской маркой":
теперь это одна из трех марок, которые использует администрация Президента
РФ. Что же касается Европы, то там на BMW ездят в основном врачи и адвокаты.
|